История одного ключа
У снятого с конвейера Bugatti Veyron было два ключа зажигания. Первый запускал двигатель, второй снимал ограничитель, что позволяло разогнаться до 407 км/ч. Вообще тема ключей для авто не менее интересна, чем сами машины, и мы попросили рассказать об этом эксперта журнала «Картель», руководителя компании «АвтоКлюч» Никиту Семкина.
Первые приборы для зажигания появились почти одновременно с автомобилями, и представляли собой Z-образную кочергу. Водитель, вставляя так называемый «кривой стартер» со стороны двигателя, совершал мощные вращательные движения, прокручивая коленвал. Очевидно, что фраз «заказать ключ зажигания» или «нарезка ключа для авто» тогда не было.
Параллельно с развитием автопрома, совершенствовались и средства запуска мотора. В 1912 году в серию пошел Cadillac Model Thirty с электрическим стартером. Вскоре устройство появилось на всех автомобилях планеты, но о возможности применения «кривого стартера» производители не забывали: АвтоВАЗ комплектовал «кочергой» модели вплоть до 2106.
Пять шагов развития ключей зажигания:
- кривой стартер (строго говоря, и не ключ вовсе);
- механические ключи без чипа;
- ключи с чип-транспондером;
- переносимая карта или метка;
- приложения и программы распознавания.
-Спрос на изготовление ключей для авто пришел в Советский союз в середине 1980-х годов – одновременно с массовой автомобилизацией страны. По непонятной причине, к каждой легковушке шли два ключа (зажигания и открывания дверей), а то и три, включая отдельный для багажника.
О чиповке ключей и прописывании в иммобилайзере никто не задумывался, - говорит Никита Семкин, чья компания оказывает услуги по изготовлению ключей зажигания в Екатеринбурге и Свердловской области.
Ключ зажигания с чипом
К концу 1970-х годов в мире обострилась проблема угона автомобилей, и американский инженер Дэвид Миг представил разработку под названием immobilizer (переводится как «обездвиживатель»). Устройство было просто гениальным: в ключе зажигания прятался чип с уникальным идентификационным кодом, в замке зажигания монтировался приемник.
Это не только снизило процент угонов и краж автотранспорта, но и дало толчок совершенно новой индустрии – изготовлению чип-ключей зажигания. Просто нарезать болванку стало недостаточным: требовалось установить в ключ транспондер (тот самый чип), и «подружить» его с иммобилайзером, прописывая новый код. Справиться с этим могли только производители автомобилей и официальные дилеры.
Спустя еще 10 лет канадская компания Fortin разработала концепцию алгоритмических обходчиков зажигания, что дало толчок развитии сигнализаций с автозапуском. Когда владелец жмет кнопки брелока, иммобилайзер «думает», что двигатель запускают родным ключом и дает команду стартеру и системе подачи топлива. Это очень удобно, но опасно, поскольку машина остается без защиты.
Ключ-карта и приложения
- Прошло немного времени и автопроизводители, заботясь о комфорте автовладельцев, внедрили бесключевое открывание – на большинстве дверных ручек американских автомобилей можно видеть небольшие черные кнопки. Когда владелец нажимает ее, иммобилайзер активируется и дает сигнал на ключ-карту, лежащую в кармане хозяина. Распознав код, система снимает блокировку и открывает двери. Если машина оснащена клавишей «Старт-Стоп», запуск возможен только при близости ключ-карты, - рассказывает Никита Семкин.
Что еще почитать про ключи зажигания:
Прогресс не стоит на месте, и сегодня ключи зажигания превращаются в анахронизм. Все больше производителей превращают их в цифровые метки, компания Volvo обещает внедрить авторизацию по приложению мобильного телефона, а многомудрые китайцы обещают «научить» иммобилайзер узнавать владельца по лицу, росту и даже запаху.
Есть ли перспектива у этих концепций, покажет время. Но пока компания «АвтоКлюч» полным ходом ведет изготовление ключей для авто и программирование чипов. Если вы лишились ключа – к примеру, при установке сигнализации в Екатеринбурге или где-то еще – есть резон сделать дубликат или хотя бы нарезать болванку: с ней вы, как минимум, сумеете открыть машину.
По материалам Автомобильного журнала "Картель".